1) По Вашему мнению, как сегодня можно оценить состояние детского ритейла в России? Какие бы Вы выделили ключевые изменения по сравнению с прошлым годом?
Рынок детских товаров продолжает находиться в непростом состоянии, на него воздействуют сразу несколько основных трендов: во-первых, сокращение рождаемости - по данным Госкомстата, с 2016 года рождаемость сократилась на 30%, и падение будет продолжаться еще несколько лет. Во-вторых, это изменение психологии потребления, как сейчас говорят, осознанное потребление, которое способствует тому, что родители подходят к покупке детских товаров очень практично. Одним из ключевых факторов выбора остается цена, причем при минимальной цене потребители оставляют высокие требования к качеству товара. Снижение потребительской активности мы можем заметить по постоянно увеличивающейся ставке Центробанка. И третий, продолжающийся тренд - это рост влияния маркетплейсов на рынок и стратегии потребления детских товаров.
Таким образом, ключевые изменения на рынке хотелось бы отметить следующие: рост отечественных брендов, что касается одежды, это Gloria Jeans, Sela, Lime; выход на рынок азиатских марок, а также усиление конкуренции на маркетплейсах
2) По Вашим оценкам, наблюдаются ли региональные особенности развития детского ритейла? В чем их специфика и чем она объясняется?
Да, сейчас отмечается рост развития регионов, это связано с развитием экономических зон, внутреннего туризма и миграции. Например Южный Федеральный округ сейчас испытывает приток населения и, как следствие, небольшой рост покупательской активности. Развитие туризма также способствует развитию продаж в регионах.
3) Как мыслит и чем руководствуется современный потребитель? Чего хотят дети и за что готовы платить родители в магазине детских товаров?
Современный потребитель очень рационален и требователен, к покупкам подходит вдумчиво, требуется больше прогрева и касаний, чтобы клиент совершил покупку, и, кроме того, скорость сейчас очень важный фактор: это и быстрая доставка, и наличие товара на складе. Дети сейчас много желаний черпают из онлайн, поэтому, если хочется взаимодействовать с детской аудиторией, то нужно осваивать ROBLOX и другие игровые онлайн-площадки.
4) Произошли ли существенные изменения в ассортименте детских товаров, которыми интересуются потребители? Как корректировать полку, чтобы выигрывать борьбу за внимание и кошелек?
Это сильно зависит от товара, для каждой категории есть свои более детальные рекомендации. Если рассуждать в целом, то потребитель хочет быстро и недорого закрывать свои потребности, время становится все более ценным ресурсом и он не хочет тратить его на то, чтобы собирать нужные ему товары по нескольким точкам продаж, отдельно покупать, скажем, брюки и потом искать к ним рубашку и свитер. Иными словами, покупатель сейчас ищет готовых решений «под ключ» в одном детском магазине.
5) Каковы мировые и российские тренды, о которых важно знать руководителю сети детских магазинов?
Мне хочется отметить два основных тренда: первое — это рост онлайн продаж, а значит, в любой розничной сети необходимы интернет-магазины, интегрированные в работу сети. Второй мировой тренд: возврат к важности бренда и его развития после нескольких лет преобладания перформанс-маркетинга. Последнее время маркетинг занимался привлечением лидов и оценивал ROI на каждый вложенный рубль. Эти инструменты становятся все более дорогими и уже не такими эффективными, как раньше, и сейчас стали больше обращать внимание на приверженность к бренду.
6) В чем сегодня, на Ваш взгляд, кроется главный секрет лояльности покупателей? Почему одни магазины становятся востребованными, а другие закрываются?
Это конечно целый набор бизнес-процессов, которые помогают сделать магазин эффективным. Хочу отметить важность оценивать изменения на рынке и оперативно реагировать на них. Я часто сталкиваюсь с тем, что руководители не готовы меняться и принимать изменения рынка, им кажется, что стоит немного подождать, и все вернется в прежнее успешное русло, и в этих оживаниях они теряют время.
Современный покупатель в хорошем смысле «избалован» высоким сервисом, он требователен и не слишком лоялен, готов пробовать новые бренды и переключаться в случае, если ему предлагают ниже цену или другие преимущества.
7) Что бы вы посоветовали руководителю сети детских магазинов для сохранения устойчивости и повышения эффективности продаж в 2025 году?
Провести анализ своей лояльной клиентской базы, оценить, что с ней происходит, и наметить шаги для ее увеличения. Активно интегрировать онлайн и офлайн общение и шоппинг. Оценить ассортиментную матрицу, возможно ее необходимо пересмотреть или немного изменить. Внедрить постоянное продвижение магазина, поскольку сейчас без маркетинга развитие невозможно. Ну и последнее, сохранять оптимизм и веру в успех, ведь рынок детских товаров всегда будет актуальным, несмотря не на что!